Учитель-дефектолог

  

пункта коррекционно-педагогической помощи

Понедельник 7.45 -13.00

Вторник 7.45 -13.00, 15.20 -17.20

Среда 7.45 -13.00

Четверг 7.45 -12-45, 16.00 -18.00

17.10 -18.00 (Консультации)

Пятница 7.45 -13.00

Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста

24.01.2018

Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к ребенку, создать ему наиболее благоприятные условия. Родителям необходимо знать, что сон, крик, движения отражают уровень развития центральной нервной системы. У нормально развивающихся детей должны наблюдаться следующие явления:

• 10-14 недель – непроизвольная улыбка;

• 2-3 месяца – улыбка на родное лицо;

• 4-6 месяцев – избирательная улыбка на голос.

Если к 6 месяцам ребенок не улыбается, значит у него могут быть проблемы со зрением.

Крик, плач, гуление – это формы врожденные, не подражательные. Они возникают как филогенетическая речевая память. Глухие дети могут развиваться аналогичным образом. Наиболее благоприятны для психического развития ребенка физический контакт с матерью, привязанность к ней. Их общение можно приравнять к беседе, если давать малышу время на ответ. Для стимуляции голосовых реакций мать наклоняется над малышом, ласково улыбается и через определенные интервалы произносит одни и те же протяжные звуки. Младенец на бессознательном уровне повторяет звуки и движения губ. Такие действия хорошо получаются у грудных детей.

Нарушения развития у младенцев могут наблюдаться, когда мать малоэмоциональна. Она заботится о ребенке, но мало играет с ним, не проявляет своих эмоций, не тискает его, не ласкает. Подобный тип общения может предрасполагать к появлению у ребенка невротических состояний, страха, и аутических форм поведения.

Если новорожденный попал в группу риска, нужно с первых месяцев заниматься с ним, т.е проводить тактильную стимуляцию губ, развитие слухового внимания, стимуляцию гуления, развивать моторику пальцев. С 4 месяцев необходимо начинать гимнастику губ ребенка. Для этого сближают его губки и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивления. Кроме того, собирают их в морщинки, также до сопротивления. Надо побуждать малыша тянуться к соске, к пище, стимулируя движения языка путем надавливания на его кончик ложкой при кормлении (крайне осторожно). Мама должна побуждать его жевательные движения, положив пальцы под подбородок ребенка и подталкивая нижнюю челюсть вверх-вниз.

После 4 месяцев малыш начинает слышать речь, издает звуки, близкие к звукам родного языка. В шесть месяцев он уже произносит четыре и больше слогов подряд, постоянно «разговаривает» сам с собой и с другими. Если в этом возрасте ребенок невосприимчив к речи в целом и реагирует лишь на определенные звуки, необходимо проверять его слух.

Первые слова нормально развивающийся малыш произносит в 9-10 месяцев.

В 1 год и 3 месяца он уже использует отдельные аморфные слова, играющие роль предложений («ням-ням»).

В 1,5 года в одном предложении может быть уже два аморфных слова.

В сроки от 1г 10 мес. до 2 лет ребенок начинает говорить «Я», а трехлетний малыш беседует с окружающими развернутой фразой, постоянно комментирует свои действия, задает вопросы.

Что касается ребенка с задержкой развития, то он слабо реагирует на общение со взрослыми и расположенные поблизости предметы, долго не различает «своих» и «чужих». Однако к оценке степени отставания речи следует подходить очень осторожно. Дело в том, что развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов. Прежде всего, от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды, массы тела при рождении, степени доношенности и т.д.

Если в период от 1,5 до 2 лет ребенок хорошо развивается физически и интеллектуально, то вся энергия уходит именно на это. Большинство детей начинают пользоваться словами на втором году жизни, но здесь есть и индивидуальные особенности. По статистике нормальный ребенок до 2 лет может и не говорить, но иметь в активе до 58 слов.

Если же в 2 г 6 мес. у малыша по-прежнему отсутствует речь, это должно настораживать, независимо от того, как он продвигается в остальном.

В 3 г речь становится ведущим средством контактов и развития мышления. К 4 годам под влиянием речи формируется логическое мышление.

После 5 лет оно должно в норме развиваться на основе словесных обобщений. Период до 3 лет является сензитивным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка способно привести к его отставанию. Сюда можно отнести различные соматические заболевания, психические травмы. Отрицательное влияние на ребенка часто оказывает стрессовое состояние матери и других членов семьи. В неблагополучных семьях у ребенка задерживаются сроки нормального доречевого и речевого развития. Иногда родители, напротив, предвосхищают все желания ребенка, не дожидаясь просьбы, тогда у него нет и стимулов к речи. К факторам риска также относится леворукость. С возрастом мозг ребенка увеличивается в объеме, созревает. Зрелостью мозга называют образование связей между его клетками. Они должны с самого рождения получать как можно больше раздражителей, стимуляторов. Ребенок все впервые познает через кожные ощущения. Вся поверхность тела малыша служит познанию действительности. Кожный анализатор сообщает другим анализаторам все необходимое. Если ребенок не будет ни к чему прикасаться, он не научится видеть и слышать. Поэтому игрушки у него должны быть самыми разными, из различных материалов. Ребенку нужно разрешать трогать все безопасные для него предметы. Самый древний анализатор – обонятельный. Чувствуя запах, ребенок запоминает его, видит предмет, который так пахнет, и слышит его название. Поэтому зона мозга, отвечающая за обоняние, должна активно стимулироваться. Следующим анализатором является вкусовой. Ребенок все берет в рот, и нельзя запрещать ему делать это (если предмет не повредит здоровью). Вкус ассоциативно связан с источником. Если ребенок получает однообразную, невкусную пищу, значит этому анализатору не хватает раздражителей и клетки соответствующей зоны будут дремать и не использоваться. Еще один важнейший анализатор – это зрение. С его помощью человек познает мир дистантно (на расстоянии), т.е. определяет форму, цвет, размер предметов и их расположение в пространстве. В норме ребенок должен соединить слово со зрительным образом. Чем больше он видит предметов и явлений и связывает их со словом, тем богаче его лексикон. Зрительные образы должны быть яркими и красивыми. С 1,5-2 лет ребенка нужно водить в парк, на выставки, в театр, привлекая его внимание к прекрасному. Слуховой анализатор отвечает за звуко- и словоразличение. Иногда ребенок, по мнению взрослых, «плохо слушает», но если его постоянно окружают говорящие люди, в квартире все время работают телевизор и радио, он не будет реагировать на речь, обращенную непосредственно к нему. Кроме шумных игр у ребенка должны быть и тихие минуты. С первых месяцев жизни надо развивать слуховое внимание ребенка, а затем и слуховую память, спрашивая его о том, что где звучит. В дальнейшем начинают развивать фонематический слух. В головном мозге большой участок управляет движениями кистей рук. Уровень речи ребенка находится в прямой зависимости от степени их развития. Обязательно нужно развивать ловкость, точность, координацию движений, их синхронность. С этой целью следует использовать народные пальчиковые игры, мозаику, конструкторы, шнуровки, штриховки и обведение контуров. Речевая деятельность – это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы. Постепенно у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи. Начиная с раннего детства с профилактической целью необходимо проводить специальную гимнастику, направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата. Здесь делается акцент на качество выполнения, точность и плавность. Таким образом, если стимулировать развитие всех органов чувств, развивать мелкую и общую моторику ребенка, учить его прислушиваться к окружающим звукам, быть с ним терпеливым и ласковым – ребенок непременно заговорит.

свернуть

Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста

05.01.2018

К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов. Известный психолог Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных. Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, - но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности. К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения. Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: ирга, труд, систематические занятия учебного типа. Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У детей этого возраста наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывают в своих трудах известные психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин. Ж. Пиаже считает, Что мышление дошкольников по природе алогично, т.к. “не обременено знаниями”. Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников. Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются: • терпение; • умение играть и верить в игру; • умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка; • умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка; • творчество. В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству. Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.

Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам. Понимание грамматической конструкции предложений. “Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”. - Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы? “Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).

Узнавание предметов по заданным признакам. Назови предмет, про который можно сказать: желтый, продолговатый, кислый; продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками: пушистый, ходит, мяукает; гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть: высоким или низким; холодным или горячим; твердым или жидким; узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание: "День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда."

Сравнение двух или более предметов:

• Чем похожи эти слова: кошка, книга, крыша; число, весло, кресло;

• Назовите общие признаки: яблока и арбуза; кошки и собаки; стола и стула; ели и сосны; голубя и дятла; ромашки и гвоздики.

• Чем отличается: ручка от карандаша; рассказ от стихотворения; сани от телеги; осень от весны; дерево от кустарника; лиственное дерево от хвойного дерева.

Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение. В первом и втором ряду по 5 картинок: удочка, цветок, ключ, топор, отвертка, ваза, дрова, замок,рыба.

К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор. Пример: стрелка – часы; колесо - ? Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины;

колесо – круг, ковер - ?

белка – дупло, медведь - ?

магазин – продавец, больница - ?

день – обед, вечер - ?

охотник – ружье, рыбак - ?

слово – буква, дом - ?

лес – деревья, поле - ?

палец – кольцо, ухо - ?

море – капля, толпа - ?

цветок – бутон, листок - ?

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

Ночник, торшер, свеча;

Слива, яблоко, персик;

Брюки, шорты, юбка;

Корова, лошадь, лев;

Елка, береза, сосна;

Картофель, морковь, огурец;

Петух, гусь, воробей;

Коза, свинья, корова.

Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима:

покупать –

открывать –

помнить –

встречать –

толстый –

мелкий –

полный –

знаменитый –

голодный –

брать -

К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.

Пример: умный друг – глупый враг;

тихий плач –

радостная встреча –

вспомнить радость –

светлый верх –

темное прошлое –

слабый мороз -

Логические задачи:

• Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?

• На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

• Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?

• Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?

• На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось? • Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?

• Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа? Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации. по рисунку

• по изложенному в стихотворении:

Сел воробушек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши.

Рыбка с мостика нырнула,

Вскрикнула и утонула.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Возле речки, ну дела,

Серого обогнала!

Сидела кошка в птичьей клетке,

А птичка съесть ее хотела,

Но кошка прыгнула на ветку

И, прочирикав, улетела.

Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

• ваза хрустальная, а стакан легкий;

• зебра полосатая, а леопард злой;

• холодильник белый, а ковер мягкий;

• огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

свернуть

О важности исправления речевых недостатков дошкольников

19.12.2017

Ребенок идет в школу…

Каждый год сотни тысяч взрослых произносят эту фразу. Одни – с ужасом, другие – спокойно, уверенно, третьи – равнодушно.

Как произнесете ее вы, родители тех детей, которые через два года переступят школьный порог? Какую жизнь за этим порогом готовите вы для своих, таких родных и любимых детей? Всё ли сделали вы, взрослые, чтобы не превратилась эта жизнь в сущий ад для всех, чтобы не убила она в ребенке веру в свои силы, способности, возможности? Скажет ли сын или дочь «спасибо» родителям за то, что сумели сделать безболезненным переход из дошкольного беззаботного детства в серьёзную эпоху? Наконец, часто ли задумываемся мы, родители над этим или просто отмечаем только свои трудности, когда отправляем детей на долгие 11 лет туда, где «сеют разумное, доброе, вечное»? А каково ребёнку там, за школьным порогом? Таким ли он останется в новой обстановке, каким знали его в детском саду? Вереница нескончаемых вопросов… Но не будет громом среди ясного неба учёба детей для тех родителей, кто все душевные силы, да и физические тоже, отдал для того, чтобы школа для их ребенка стала светлым домом радости. Что же значит подготовить ребёнка к школе? Наивно думают те родители, и глубоко заблуждаются, что могут спать спокойно, купив форму, портфель и школьные принадлежности. А уверенно ли дети со всем этим войдут в класс? Подготовленные – да. Мы не будем останавливаться на всей системе подготовки к школе. Затронем лишь одну из самых важных сторон. Вы хорошо слышите, как говорит ваш ребенок? «Нормально», — наверное, скажут одни. «Ну, есть немного искажений, но у моего старшего то же было. Даже хуже», — подытожат другие. «Да, ужасно. Но что я сделаю?» — пожмут плечами третьи. Речевые недостатки недооценивают некоторые родители: «Главное – здоровье, остальное наладится, я его понимаю – и ладно!». Сядьте спокойно напротив ребенка. Взгляните ему в глаза, поговорите с ним просто, без суеты, и вам откроется многое. Вместо одного звука слышится неизвестно что, другой звук совсем проглочен, речь отрывистая, сбивчивая, слово проговаривается наполовину. А сможет ли ваш сын пересказать знакомую сказку так, чтобы его приятно было слушать? А под силу ли дочке прямо, полно, подробно ответить на ваш вопрос? Ведь школьный урок – это полные ответы на вопросы, это постоянный связный пересказ, это чистая, понятная речь, услышав которую, ни один сверстник вашего ребёнка не должен смеяться. Над всем этим и работают логопеды нашего детских садов в пунктах коррекционно-педагогической помощи. Как логопед исправляет речевые недостатки дошкольников? Во время индивидуальных занятий в логопедическом кабинете с детьми работают над исправлением неправильно произносимых звуков, могут делать массаж органов ротовой полости, развивают пальцы рук, работают над правильным дыханием и делают много другого, понятного специалистам. Всё проводится в интересной игровой форме. На эти занятия могут прийти и родители, которые получат консультации для занятий дома. На общих, фронтальных, занятиях дети учатся пересказывать текст по плану и без него, составлять рассказы и сочинять сказки (а ведь это — основа будущих сочинений), учатся делить текст на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки, среди которых находят гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие. Учат слышать звуки русского языка и различать их. Готовится к письму кисть руки. Это только небольшой перечень работы логопедов. Важно помнить: дети, искаженно произносящие звуки, очень страдают в школе. Ведь как слышат они свою речь, так и пишут. Не готовая к письму рука никогда не даст красивого почерка. А моральные издержки ещё заметнее: ребёнок, чувствуя свои недостатки, замыкается, не находит контакта с одноклассниками и учителями. А потом и психология меняется: «Чего зря стараться…», теряются друзья. Ведь в школу приходят разные дети. Это уже не родная детсадовская группа, где тебя знают и к тебе привыкли. Конечно, помощь хорошего специалиста получают и в детской поликлинике, но в связи с загруженностью этого логопеда занятия проходят, в основном, один раз в неделю, кроме того, туда надо идти после работы, а порой и отпрашиваться. В детском саду занятия проводятся 2-4 раза в зависимости от речевого нарушения. Кроме того, предполагается обязательная помощь родителей в закреплении пройденного материала дома с ребёнком по заданию логопеда. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми специальные занятия. Проводить их надо постоянно, систематически, совместно с логопедом, так как исправление недостатков речи требует порой очень длительного времени, поэтому быстрых результатов ждать не приходится. Важно знать, успех во многом зависит от вас. Речевые недостатки сами собой не исчезнут, если не исчезли к пяти – пяти с половиной годам. Помните, во время домашних занятий:

1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя!

2. Все занятия должны проходить в игровой форме; все упражнения, заданные логопедом, надо выполнять естественно, без напряжения; разговаривайте с ребенком каждый день о том, чем занимались, что узнали нового на занятиях; можно повторять по дороге домой или в детский сад стишки, чистоговорки, слова, заданные логопедом.

3. Речь детей – на кончиках пальцев, два центра – моторный и речевой – находятся рядом в коре головного мозга; за детей не выполняйте задания по раскрашиванию, вырезанию или аппликации; и, конечно, вовремя приносите выполненные домашние задания в группу, чтобы логопед мог продолжить свою работу.

Будьте внимательны к своему ребенку.

свернуть

В пункт коррекционно-педагогической помощи зачисляются ...

05.12.2017

В пункт коррекционно-педагогической помощи зачисляются дети в соответствии со следующими нормативными документами:

Статья 15 Кодекса Республики Беларусь об образовании;

Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» от 25.07.2011г. №131;

Методические рекомендациями Министерства образования по организации и содержанию работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи от 25.05.2012г.;

Инструктивно-методическое письмо «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013/14 учебном году»;

На основании заключения государственного учреждения образования «Витебский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

Заявления законных представителей детей с особенностями психофизического развития.

Заключение и рекомендации государственное учреждение образования «Витебский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» дает на основании диагностики психолого-медико-педагогической комиссии.

Диагностика проводится по заявлению законных представителей, и только в их присутствии.

Для прохождения МППК необходимы следующие документы:

1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка (готовится специалистами учреждения образования на основании диагностических исследований).

2. Выписка из истории развития ребенка (выдает детский врач по месту жительства ребенка).

3. Заключение психоневролога.

свернуть

Когда обращаться к учителю-дефектологу

23.11.2017

Проблема обращения к такому специалисту, как учитель-дефектолог (логопед), встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. К специалисту нужно обратиться, если… Начиная с 7-8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь: не реагирует на своё имя, не поворачивает голову в ответ на вопросы: «Где мама? Папа?» В 1 год малыш не произносит 8-10 слов типа «кис-кис», «ням». Отоларинголог установил снижение слуха. Невролог выявил отклонения в тонусе мышц. Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку – при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба. Имеется расщелина нёба, губы («заячья губа», «волчья пасть»). Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов. В 2 года ребёнок не разговаривает. В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал). К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук». В 3 года у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает. К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд. После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон». После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж…). К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка – почка, крыша – крыса. Ребёнок просовывает язык между зубами. Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы. Ребёнок говорит «в нос», гнусаво. Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно. Если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме — около 2000 слов), он не может запомнить четверостишье, а также совсем не рассказывает собственных историй (при этом ошибки в предложениях, проблемы со «сложными» звуками – норма); В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки или произносит их неверно; Малыш «захлёбывается» речью, торопится высказать свои мысли. Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова. Если в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»), ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке, или допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании). Помощь специалиста также необходима в том случае, если с началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом. Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как учитель-дефектолог, логопед в детском саду, школе или в поликлинике. Специалист поможет: скорректировать произношение. В частности, учитель-дефектолог исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердым и мягким «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте, будет развивать фонематический слух, лексико-грамматическую структуру и связную речь. Кроме того, специалист увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие; подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Учитель-дефектолог в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (неспособность к письму).

свернуть