ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕМЬЕ

Правовое воспитание в семье

Путь к правовому государству начинается с повышения правовой культуры всего общества в целом и каждого его члена в отдельности. В настоящее время, в связи с переменами в обществе, бурным ростом законодательного потока, отмечается повышенный интерес населения к своим правам. Особенно важно воспитать у гражданина умение анализировать и оценивать экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе. Повышая юридическую грамотность родителей, способствуем росту их гражданской активности. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к формированию культурного, активного и законопослушного общества. Право на информацию – одно из основных прав человека, которое гарантируется законодательством любого цивилизованного государства.

В целях обеспечения конституционного права граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации правового характера по Указу Президента Республики Беларусь № 338 от 30 июня 1997года в республике был создан Национальный центр правовой информации, который находится в подчинении администрации президента и является центральным государственным научно-практическим учреждением в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставлении в пользование эталонной правовой информации на бумажных и электронных носителях.

Право- это система общеобязательных норм поведения, регулируемая законом.

Мораль - нормы и правила поведения в обществе , регулируемые общественным мнением.

И право и мораль осуждают негативные (плохие) поступки , но за нарушение моральных норм чаще всего нет наказания со стороны государства , а нарушение правовых норм влечёт за собой наказание и принуждение со стороны государственных органов защиты правопорядка. Правовая культура - отношение человека к праву , т.е. отношение к системе общеобязательных норм поведения.  Чтобы быть грамотным в сфере политико-правовых отношений надо обладать правовой культурой. Правовая культура - составная часть общечеловеческой культуры. В узком смысле слова правовая культура -отношение человека к праву. Основу правовой культуры составляют юридические знания , т.е. знание законов. Так же правовая культура включает правовые чувства , прежде всего , чувство справедливости и чувства уважения к праву. Благодаря правовым чувствам , право приобретает для нас заметную ценность. Мы начинаем переживать , когда беспорядок берёт верх над порядком , своеволие над законом. В конечном счете, у человека развивается чувство законности. Человек с развитыми правовыми чувствами по меньшей мере не станет правонарушителем , а это в наше время не так уж и плохо. Одна сторона правовой культуры - пассивная законопослушность должна дополняться ещё и способностью отстаивать законные права и других людей. И делать это надо цивилизованно. Человек , обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям , попавшим в беду , сделать нашу страну счастливой и процветающей. Однако надо понимать , что правовая культура не дана человеку от рождения , она создаётся постепенно в процессе воспитания , образования , деятельности. Фундаментом правовой культуры являются элементы нравственной культуры : совесть , честь , правдивость , доброта, чувство собственного достоинства. Огромную роль в формировании нравственной культуры играет семья. Именно в семье закладываются основы нравственности . Нравственность (мораль) - это общепринятые правила , образцы поведения в обществе , регулируемые общественным мнением . И где , как не в семье ребёнок впервые знакомится с понятиями «хорошо» и «плохо». Именно родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения в семье , на улице , в гостях , в общественных местах и т. д. Личный пример родителей влияет на формирование жизненного опыта детей, при помощи родителей моделируются ситуации поведения детей в различных местах . Обладая умением слушать , слышать и понимать ребёнка , любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития сына или дочери , для формирования у ребёнка доброго и заботливого отношения к людям. Отсюда следует вывод: если у вас благополучная семья и ребёнок чувствует любовь близких, то вероятнее всего он вырастет добрым , отзывчивым , дисциплинированным. И всё же многие родители недоумевают , когда их ребёнок становиться вдруг грубым и непослушным : «Почему это происходит именно с моим ребёнком?» - спрашивают они себя. Настоящие причины серьёзных нарушений поведения обычно скрыты. А в число трудных детей обычно попадают дети особенно чувствительные и ранимые. Почему? Можно назвать несколько причин:

1. Борьба за внимание - верный способ привлечь внимание вечно занятых родителей - дерзкие выходки. Лучше негативное внимание , чем никакого.

2. Борьба за «победу» - стремление взять верх над родителями возникает , когда ребёнку кажется , что ущемлено его право на самостоятельность и независимость.

3. Желание отомстить - подростки часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разные : родители ссорятся , более внимательны к другим детям.

4. Сдвиг неблагополучия из одной сферы жизни подростка в другую. Например, у него не сложились отношения с одноклассниками , он не хочет ходить в школу, что приводит к вызывающему поведению дома. Возникает вопрос: « Как же помочь ребёнку?» Прежде всего распознать причину такого поведения через собственные эмоциональные реакции, постараться не реагировать на непослушание привычным образом , т.е. поступать так не ждёт от вас ребёнок, изменить стиль общения. Возможно установить какие - либо семейные правила , традиции, заключить устный договор о выполнении семейных обязанностей по дому. Именно в семье рождается понятие «надо», «необходимо». Ребёнку будет легче в будущем принять правила и нормы , диктуемые обществом , уважительно относиться к закону , обязанностям.   Каждая организация , всё общество в целом не могут существовать , если действия их членов не регламентируются установленными правилами и нормами. Дети рождаются в организации под названием «семья» , и по мере понимания правил и способов управления поведением , принятых в семье , в их жизнь приходит ощущение комфорта и безопасности. Правила вносят определённый порядок в обычных ход событий , и дети чувствуют себя намного увереннее , потому что последовательное выполнение установленных правил делает окружающий мир предсказуемым , а это так необходимо детям.( Режим дня ) Большинство детей живущих в упорядоченном и предсказуемом мире , делает всё наилучшим образом , потому что правила и ограничения , оговоренные ясными условиями предполагают образцы поведения ребёнка. Другими словами ребёнок живёт по законам семьи:

1. Единство требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.

2. Закон значимости похвалы для ребёнка.

3. Закон трудового участия каждого члена семьи. 

4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

В идеале каждый родитель , воспитывая своего ребёнка , хочет видеть в нём личность , образованного и успешного человека , законопослушного гражданина. А поэтому одной из основных задач воспитания является воспитание правовой культуры у детей, другими словами умение строить отношения в обществе согласно закону этого общества -семья , детский сад, школа , учебное заведение , трудовой коллектив. Способы воспитания правовой культуры у детей в семье.

1 .Устанавливайте ясные и согласованные семейные правила - они необходимы детям , чтобы точно знать , чего от них хотят.

2. Устанавливайте договоренность . Чтобы договор не стал «мёртвой буквой» , он должен включать только то , с чем принципиально согласны и родители и их ребёнок и предусматривать обязательное выполнение условий обеими сторонами.

3.Личный пример родителей - активная жизненная позиция (выбры), соблюдение трудовой дисциплины .

4. Установление границы собственности : чем может распоряжаться ребёнок по своему усмотрению (дарить , обменивать), а чем - нет (в том числе вещами общего пользования).

5.Определяйте круг обязанностей по дому.

6.Учите предотвращать конфликты - выяснить причину, не сваливать всю вину на другого человека , умение прощать и просить прощения.

7. Откажитесь от чрезмерной опеки ребёнка - вы лишаете его права самостоятельного принятия решения , не учите значению слова «последствия»

8. Сдерживайте эмоции и будьте справедливы - не спешите помогать выпутаться из сложившийся ситуации , иногда ребёнку полезно принять всю ответственность на себя.

9. Решайте все проблемы цивилизовано - агрессия порождает агрессию, ребёнок может навсегда запомнить , что сильный всегда прав.

10. Воспитывайте культуру поведения.

 

Уважаемые родители!

Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность. Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе. Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь. Существует административная, уголовная и гражданская ответственность. В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что: «Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию». Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»: «Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами». Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища. В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин. За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти базовых величин. Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что: «В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих. Ответственность в данном случае наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления. За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин. За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин. При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей. Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусьматериальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда. Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда. Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность. Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей. Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его. Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении. В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года. За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года. По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет. К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей. Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусьвведена ответственность за оставление в опасности. За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет. В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,– наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет. Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении. Уважаемые родители! Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.

 

свернуть

Виды насилия в семье

Виды насилия в семье

 

Семейное насилие – это повторяющийся цикл физического, сексуального, словесного, психологического и экономического оскорбления и давления по отношению к своим близким, с целью обретения над ними власти и контроля.

Напряженность в жизни, бездуховность, стрессы, социальная неустроенность, утрата ориентиров и семейных ценностей, возросшая алкоголизация… Все это в значительной степени формирует благотворную почву для возникновения той или иной формы насилия.

Насилие – это не только физическая грубая сила, как принято считать, но и более изощренные, психологические формы воздействия. Семейное насилие имеет место не только в социально неблагополучных семьях.

Выделяют несколько видов насилия:

  • Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений, побои, ограничения в еде и сне, вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и пр.
  • Сексуальное насилие – преднамеренное манипулирование телом человека как сексуальным объектом.
  • Психологическое насилие (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и пр.) – преднамеренное манипулирование человеком как объектом, игнорирование его свободы, достоинства, прав, и проводящие к различным деформациям и нарушениям психического развития.
  • Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей.
  • Экономическое насилие – это контроль над финансовыми и иными ресурсами семьи, принуждение к вымогательству, запрет на получение образования и трудоустройство, намеренная растрата финансовых средств семье с целью создания напряженной обстановки.

Психологическое насилие – исходная и наиболее распространенная форма, на основе данного вида насилия могут возникнуть и другие формы. Психологическим насилием можно назвать: угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты, негативное оценивание, изоляция и пр.

Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени периоды множественных видов насилия:

  1. Нарастание напряжения: возникает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи.
  2. Насильственный инцидент. Происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального и физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.
  3. Примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшего, иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшего в преувеличении событий.
  4. Спокойный период в отношениях. Насильственный инцидент забыт, обидчик прощен. После этого периода снова начинается цикл ухудшения отношений.

Последствия жестокого обращения с детьми.

Любой вид насилия, жестокого обращения с ребенком ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия:

- ближайшие: физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеются. У таких детей наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивания.

- отдаленные: нарушения физического и психического развития, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения и пр.

Дети, подвергавшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка.

Исследуя личностные особенностями ребенка, пережившего насилие, психологи отмечают, что такие дети постепенно становятся упрямыми, агрессивными, склонными к ярким всплескам эмоций, иногда – повышено внушаемыми. Интересно, что ситуации повторяющегося насилия со временем приучают ребенка к мысли о допустимости и безнаказанности насильственных действий. Ребенок свыкается с неизбежностью насилия и считает его наиболее приемлемым способом в разрешении конфликтов со сверстниками. В итоге формируется личность, которая привыкает решать проблемы только силовыми методами.

Нередко эффективным способом профилактики жестокого обращения с детьми является психологическая просвещенность родителей, т.к. у взрослых, которые научились эффективным способам воспитания и общения с ребенком, отпадает необходимость прибегать к насилию. Несколько книг, которые помогут родителям:

- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?», - Корчак Я. «Как любить ребенка», - Соловейчик С.Л. «Непростые истины воспитания», - Петрановская Л. «Когда с ребенком трудно».

Четыре заповеди мудрого родителя.

  1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны.
  2. Не сравнивайте вслух ребенка с другими.
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы как: «Я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». На подобные фразы в 99% случаев дети ответят: «А я тебя и не просил!».
  4. Разговаривайте с ребенком о проступках наедине.

 

 

 

Информация подготовлена педагогом-психологом Лебедевой О.В.

свернуть

До сих пор телесное наказание?

До сих пор телесное наказание?

 О физическом наказании детей и его негативном влиянии на ребёнка, семью и всё общество написано так много, что трудно добавить что-то новое. Опубликовано множество международных исследований, подтвердивших отрицательное влияние телесных наказаний. Многие уважаемые педиатры, психологи, психиатры, терапевты и другие специалисты, каждый день сталкивающиеся с детьми и семьями, терпящими насилие, открыто осуждают физическое наказание детей. Однако у нас до сих пор внушительное число родителей считает, что ударить ребёнка в определённых случаях оправданно и необходимо.

Телесное наказание неэффективно. Родители не желают детям плохого? Таскание за вихры, шлепки и порка считаются последним средством призвать к порядку негодника? Международные исследования показывают, что вера в волшебную силу шлепков или розги не обоснована. Профессор Университета Нью-Хемпшира Мюррей А. Строс много лет исследовал телесные наказания в США и многих других странах. На проходившей осенью 2011 года в Финляндии международной конференции профессор подвёл итоги международных исследований, изучавших телесные наказания. Исследования подтверждают, что оплеухи и побои не эффективнее, чем ненасильственные методы воспитания. Напротив, разъяснение ребёнку его ошибок вместе с ненасильственными методами воздействия оказалось эффективнее, чем телесное наказание. В случае с маленькими детьми иной раз ни одно наказание не может предотвратить следующей шалости. Согласно исследованиям, 50% малышей повторяют запрещённое действие уже через два часа после первого вмешательства, 80% малышей повторяют запрещённое действие в тот же день, вне зависимости от того, наказали ли ребёнка физически или использовали ненасильственные методы воспитания. Недопустимость того или иного поступка ребёнок понимает только после того, как родитель несколько раз последовательно осуждающе отреагировал на него. При этом, упорное разъяснение вместе с ненасильственными методами воздействия оказалось в долгосрочной перспективе более эффективным фактором влияния на поведение ребёнка, чем упорное физическое наказание. Почему-то когда разговоры с ребёнком не ведут к желаемым изменениям в его поведении, делается вывод, что этот метод не работает, и этим оправдывается нанесение удара ребёнку. Однако если ребёнок повторит запрещённое действие через некоторое время после шлепков и оплеух, делается ли вывод, что этот метод воспитания не работает, или в следующий раз бьют ещё больнее?

Физическое наказание имеет негативные последствия. Оправдывая телесное наказание, люди подчёркивают его немедленное воздействие, которое выражается в быстром подчинении ребёнка приказу взрослого и прекращение нежелательного поведения, однако без должного внимания остаются долгосрочные негативные последствия, которые могут ему сопутствовать. Не только побои и серьёзное физическое насилие, но и единичное таскание за вихры или порка оставляют в душе у ребёнка глубокую рану. Страдает самооценка ребёнка. Это может быть заметно не сразу, однако использование насилия как метода воспитания уменьшает чувство защищённости ребёнка и вредит доверительным отношениям родителя и ребёнка. Некоторые считают, что если выпорет любящий родитель, то ребёнку проще это перенести, и это не оказывает вредного влияния на развитие ребёнка. Психологи же заверяют, что телесное наказание, полученное от своих родителей, может повлиять на психику ребёнка сильнее, чем насилие со стороны постороннего человека. Помощи и защиты от чужака ребёнок всегда может попросить у родителей, а когда больно делает собственный родитель, ребёнок чувствует себя беззащитным и часто не может искать помощи нигде. Также исследования подтверждают, что с помощью позитивных методов воспитания можно в определённой мере смягчить негативные последствия физического наказания, однако полностью предотвратить вредоносное влияние на ребёнка не удастся. Дети, которых наказывали физически, чаще других детей испытывают стресс, беспокойство и другие нарушения психики. У детей, испытавших телесное наказание, по сравнению с другими больше проблем с успеваемостью в школе (проблемы с чтением, низкий IQ и т.п.), также эти дети сами агрессивнее и совершают больше правонарушений, чем дети, которых физически не наказывали. Ребёнок, которого наказывали физически, склонен считать, что насилие и есть естественная часть жизни и способ решения проблем, и что надо самоутверждаться с помощью насилия.

Негативное влияние телесного наказания может пойти дальше детства, во взрослую жизнь. Люди, испытавшие в детстве насилие, сами во взрослой жизни более жестоки и совершают больше правонарушений, чем те, кто вырос в среде, где не было насилия. По данным профессора Строса, по всему миру проведено более ста серьёзных исследований, и все они доказывают чёткую связь между телесным наказанием и углублением поведенческих проблем. При этом, ни одно исследование не подтверждает, что физическое наказание помогает значительно улучшить поведение ребёнка. Несмотря на это, некоторые ставят негативное влияние физического наказания под сомнение, говоря, что если телесное наказание имеет такие отрицательные последствия, как более слабое умственное развитие, агрессивность и рост числа правонарушений, то как может быть, что я, несмотря на то, что меня в детстве пороли, вырос таким умным и замечательным, не склонен к насилию и не нарушаю законы. Важно понимать, что у детей, которых наказывали физически, гораздо выше риск заиметь проблемы с умственным развитием, самим стать агрессивными и совершать правонарушения, однако это не значит, что эти проблемы проявятся у всех без исключения людей, которых в детстве физически наказывали. Также никто из нас не знает, какими мы были бы, если бы нас в детстве физически не наказывали. Может, были бы ещё более уверенными в себе и созидательными? И те люди, которые через много лет говорят, что физическое наказание ничего плохого им не сделало, возможно, забыли то унижение, чувство беспомощности и несправедливости, которое описывают дети, которые непосредственно сталкиваются с телесным наказанием? Наконец, есть немало людей, которым довелось пережить ужасные вещи, но которые, несмотря на всё это, наладили свою жизнь. То, что они смогли справиться с плохими событиями в своей жизни, не делает эти события хорошими, если подумать о них годы спустя.

Отношение общества к насилию. Взгляды на вопросы физического наказания отражают отношение всего общества к насилию. Одобрение телесных наказаний оставляет следующему поколению послание, что насилие приемлемо в обществе. При этом, используются двойные стандарты: ударить взрослого – это преступление, а ударить ребёнка – это в его же интересах. Такая двойная мораль исходит из гипотезы, которую обычно не озвучивают. Из гипотезы, что ребёнок – менее человек, чем взрослый, что телесную неприкосновенность ребёнка нет причин защищать так же, как взрослого. Я полагаю, что мы все согласимся, что если начальник даст нам тумака за небрежность или плохо сделанную работу, мы будем чувствовать себя униженными сочтём, что с нами несправедливо обошлись. Люди, оправдывающие телесное наказание, могли бы попробовать поставить себя на место ребёнка и представить, что чувствует ребёнок, когда мама или папа его бьёт, таскает за чуб или по-другому причиняет ему унижение.

Телесное наказание глазами ребёнка О телесном наказании глазами ребёнка говорит история, которую рассказала любимая всеми детская писательница Астрид Линдгрен в 1978 году, произнося благодарственную речь по случаю получения награды: «Когда мне было лет 20, я встретила жену пастора, которая рассказала, что когда она была молода и родила первого ребёнка, она не верила в побои, хотя наказание детей розгами было тогда очень распространённым. Но однажды, когда сыну было 4 или 5 лет, он сотворил такую шалость, что жена пастора решила, несмотря на свои принципы, всыпать сыну розгами – впервые в жизни. Она сказала сыну, чтобы он пошёл во двор и сам нашёл для себя прут. Мальчика долго не было, а когда он вернулся, лицо его было мокрым от слёз. Он сказал: «Мама, я не нашёл прут, но нашёл камень, которым ты можешь в меня бросить». В этот момент мать внезапно поняла, как выглядела ситуация с точки зрения ребёнка: если моя мама хочет сделать мне больно, то нет никакой разницы, как она это сделает, она может с таким же успехом сделать это камнем. Мама посадила сына к себе на колени, и они вместе поплакали. Она положила камень на кухонную полку как напоминание, что насилие не выход». Астрид Линдгрен добавила, что насилие начинается из детской, и если мы не можем видеть ситуации с точки зрения ребёнка, то мы можем научить ребёнка чему-то совершенно не тому, чему мы думаем, что учим. Эта речь Астрид Линдгрен породила в шведском обществе горячие дискуссии о физическом наказании детей, которые в 1979 году привели к полному запрету физического наказания детей в Швеции, как в школе, так и дома.

Против телесного наказания. Запрет телесного наказания, конечно, не значит, что детям всё дозволяется и что детям нельзя больше ничего запрещать и как-либо их ограничивать, как часто принято пугать. При воспитании детей и разъяснении им того, что такое хорошо, а что такое плохо, должно хватать ненасильственных методов, как принято в общении людей в демократическом обществе. С помощью запугивания и насилия невозможно воспитать творческих, любознательных, предприимчивых и отзывчивых членов общества.

 

свернуть

Консультация «Насилие в семье»

Консультация «Насилие в семье»

 

Насилие – это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком. Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи о отношению к другим (другому), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха.

Насилие в семье – это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Так же под семейным насилием понимают систематическое агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или смерть.

В отношении детей выделяют такие виды насилия:

- пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) – отсутствие со стороны родителей элементарной заботы, в результате чего нарушается эмоциональное состояние ребенка и появляются угроза здоровью и развитию.

- психическое (эмоциональное) – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и пр.

- экономическое – это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и пр.

- сексуальное – это посягательство на неприкосновенность другого, в частности сексуального характера. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест – сексуальные отношения между кровными родственниками.

- физическое – это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а так же уклонение родителей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.  Так же физическое насилие – причинение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического и психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие вред физическому или психическому здоровью ребенка.

Как проявляется насилие?

- Запугивание и угрозы – внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить детей г пр.

- изоляция – постоянный контроль за тем, что делает женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими, посещение мероприятий и пр.

- избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы и пр.

- унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок – самый худший, женщина – плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка и др.

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; снятие моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости.

Последствия семейного насилия для ребенка:

Они преподают ребенку урок насилия.

Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.

Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.

В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка, потому что его самого били в детстве.

Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытестненным и проявляется позже (в роли жертвы или тирана).

Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок может вынести ребенок из порки и битья?

- что он не заслуживает уважения;

- что хорошему нужно учится посредством наказания (на самом деле это не верно, наказание обычно учит желанию наказывать других);

- что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;

- что насилие – это проявление любви;

- что отрицание чувств – это нормальное явление;

- что от взрослых нет защиты.

Люди, живущие в ситуации насилия, испытывают следующие чувства: ужас, смятение, сверхбдительность, чувство беспомощности, чувство подавленности, кошмары по ночам, потеря уверенности в себе, приступы тревоги, мысли о самоубийстве, самообвинение и пр.

Поведенческие и психологические индикаторы:

- при повреждении любых органов тела происходит нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность;

- дети могут становиться агрессивными, тревожными.

- могут быть необычайно стеснительными, нелюботытными, избегать сверстников, боятся взрослых, играть только с маленькими детьми, а не со сверстниками.

- страх физического контакта, боязнь идти домой.

- тревога, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Синдром посттравматического стресса возникает в ответ на совершенное насилие и проявляется спектром таких симптомов как:

-навязчивые воспоминания;

- повышенная тревожность;

- скрытность и стремление к одиночеству;

- снижение эмоциональности;

- немотивированная жестокость, агрессивность, агрессия, направленная на себя;

При выявлении фактов насилия в семье проводится социальное расследование и по его результатам принимается решение о признании несовершеннолетнего из данной семьи находящимся в социально опасном положении либо, если ситуация в семье является угрожающей жизнью и здоровью ребенка - ребенок изымается из семьи.

 

 

 

 

Педагог-психолог Лебедева О.В.

 

свернуть

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

         Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

         Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

         Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

         Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

         Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

         Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера

со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

         Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

         Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

         Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

         Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

         их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

         очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия,   преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др4.
  3. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

         несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

         противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

         обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

         отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

         неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

         обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

         Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

         Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

         информация, поступившая от ребенка;

         информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

         информация, поступившая от работников учреждений образования;

         информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

         информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

         информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

         Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

         При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

         Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

         незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

         поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

         незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

         Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

         осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

         в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

         В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

         При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.

свернуть