Инновационная деятельность

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Внимание к вопросам речевого развития мы находим ещё в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы. Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592–1672), которого называют отцом научной педагогики. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается целая глава (восьмая). Важными являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Идеи Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци были прогрессивными и оказали большое влияние на мировую  педагогику. В первой половине XX века широкую известность приобрёл немецкий педагог Фридрих Фребель (1782-1852), которого считают основателем общественного дошкольного воспитания. Он говорил, что язык ребёнка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша. Развитие речи Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой.

Таким образом, чем раньше начинается развитие речи, тем выше результативность преодоления или частичное устранение речевых нарушений. Это играет важную роль в социальной адаптации ребёнка.

Наше учреждение образования осуществляет деятельность по внедрению эффективной системы работы по биоэнергопластике ,как средства развития речи детей дошкольного возраста.

         Творческий проект «Биоэнергопластика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

 

Цель проекта:

 Создание эффективной системы организации работы по внедрению биоэнергопластики как средства развития речи детей дошкольного возраста.

 

  Задачи:

  1. Создать благоприятные условия для развития речи детей с помощью кинезиологических упражнений,   артикуляционной  гимнастики.
  2. Разработать перспективный план занятий по биоэнергопластике.
  3. Организовать формы взаимодействия специалистов учреждения образования, воспитателей  дошкольного образования  и родителей  в направлении  работы по биоэнергопластике.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев, точность и координацию движений руки, ритмичность.
  5. Способствовать коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
  6. Создать базу научно-методического сопровождения инновационной деятельности.
  7. Разработать методические рекомендации по использованию биоэнергопластики в специально организованной и нерегламентированной деятельности детей дошкольного возраста.

Обоснование актуальности и целесообразности осуществления проекта

 В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста, а, значит, требуется  создание эффективной системы работы, способствующей активизации и развитию речи детей дошкольного возраста. Исследования в сфере психологии, педагогики и медицины рассматривают  положительное влияние мелких движений руки и пальцев на функционирование мозга, становление речи.  Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.  Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений, мелкую моторику, и речь.

 Здоровьесберегающая инновационная технология  биоэнергопластика способствует формированию звукопроизношения, развитию артикуляционного праксиса. Эта технология доступна и легка в использовании, дети проявляют интерес к деятельности, не устают, что немаловажно. Термин «биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек, как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Ежедневное выполнение кинезиологических упражнений, артикуляционной гимнастики, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, формированию и совершенствованию мелкой  моторики кисти руки, пальцев рук,  что является эффективным стимулятором развития речи детей дошкольного возраста. Именно это обстоятельство в значительной степени и определяет целесообразность творческого проекта.

 

Календарный план творческой деятельности по теме:

«Биоэнергопластика как средство развития речи детей дошкольного возраста» на 2023/2024 учебный год

 

№ п/п

Содержание инновационной деятельности, система мер и мероприятий

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

1

2

3

4

5

1

Включение  вопроса «Основные направления работы по реализации творческого проекта «Биоэнергопластика как средство развития речи детей дошкольного возраста» на заседании педагогического совета.

Август

2023г.

Заведующий С.А.Спириденко

Заместитель заведующего по основной деятельности И.П.Козловская

 

2

Индивидуальные консультации по теме проекта по запросам педагогических работников.

Сентябрь

2023г.

Заведующий С.А.Спириденко

Заместитель заведующего по основной деятельности И.П.Козловская

 

3.

Оформление выставки картотек по развитию речи на общем родительском собрании

Октябрь

2023г.

Заведующий С.А.Спириденко

Заместитель заведующего по основной деятельности И.П.Козловская

 

4.

Открытые просмотры в рамках работы творческого проекта

Ноябрь 2023г.

Учитель-дефектолог Соколко А.Ф.

Заместитель  заведующего  по основной деятельности

И.П.Козловская

 

5.

Проведение круглого стола с участниками творческого проекта по обмену опытом «Маленькие секреты больших побед» по теме творческого проекта

 

 

 

Декабрь 2023 г.

Заместитель заведующего по основной деятельности И.П.Козловская

Учитель-дефектолог А.Ф.Соколко

Воспитатель дошкольного образования старшей группы, руководитель физического воспитания А.А.Зайцева  музыкальный руководитель Л.И.Мандрик

 

6.

 Мастер-класс с перчаточными персонажами Квастиком и Квистиком

Январь  2024 г.

воспитатели дошкольного образования

 

7.

Семинар-практикум для родителей «Совершенствование связной речи, разучивание комплексов»

Февраль 2024 г.

Члены творческой группы

Воспитатели дошкольного образования средней и старшей группы

 

8.

Оформление ширмы-раскладки для родителей с практическим материалом «Формула успеха»

Март 2024г.

Члены творческой группы

Воспитатели дошкольного образования

 

9

Консультации для участников проекта  по подготовке промежуточных отчётов

Март 2024г.

Заместитель заведующего по основной деятельности И.П.Козловская

 

10.

Создание цикла мультимедийных презентаций «Биоэнергопластика как средство развития речи»

Апрель

2024 г.

Члены творческой группы

Воспитатели дошкольного образования

руководитель физического воспитания А.А.Зайцева  музыкальный руководитель Л.И.Мандрик

 

11.

Подготовка промежуточного отчета по результатам работы творческого проекта за 2023/2024учебный год

Апрель

2024 г.

Заместитель  заведующего  по основной деятельности

И.П.Козловская

 

12.

Промежуточная диагностика и самодиагностика педагогических работников, обработка и анализ полученных результатов

Май

2024г.

Члены творческой группы

Воспитатели дошкольного образования

руководитель физического воспитания А.А.Зайцева  музыкальный руководитель Л.И.Мандрик

 

13.

Итоговый педсовет

Обсуждение вопроса повестки дня «Реализация творческого проекта за 2023/2024 учебный год».

Май

2024 г.

Заместитель  заведующего  по основной деятельности

И.П.Козловская

 

14.

Подготовка буклетов  для родителей  «Сказки для язычка»

Май

2024 г.

 

 

 

Члены творческой группы

 

 

15.

Составление календарного плана творческой деятельности на 2024/2025 учебный год.

Май

2024 г.

Заведующий

С.А.Спириденко