медицинский работник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ
ОРГАНИЗАТОРАМ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА В 2024 ГОДУ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
2. Обеспечение безопасных условий при организации оздоровительной
кампании.
3. Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание.
4. Воспитание уважительного отношения к государственной символике
Республики Беларусь.
5. Реализация мероприятий, приуроченных к Году мира и созидания.
6. Организация воспитательной работы в соответствии со значимыми
датами в истории Беларуси, государственными праздниками, юбилеями
известных людей.
7. Информационная безопасность. Формирование информационной
культуры воспитанников.
8. Деятельность оздоровительных лагерей по профилю, направлению
деятельности.
9. Оздоровительные лагеря военно-патриотического профиля.
10. Обеспечение непрерывности и преемственности воспитательного
процесса.
11. Работа с детскими и молодежными общественными объединениями.
12. Организация оздоровительной работы.
13. Работа с педагогическими кадрами воспитательно-оздоровительных
учреждений образования.
14. Республиканская акция «Правильное лето».
15. Взаимодействие с семьей.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Перечень нормативных правовых актов,
регулирующих организацию отдыха и оздоровления детей.
Приложение 2. Календарь государственных праздников,
праздничных дней, памятных дат и международных праздничных дней
2024 года (июнь – август).
1. Общие положения
Ценность и необходимость обеспечения системы восстановления
физического, психологического и социального здоровья детей является
одной из первоочередных задач летней оздоровительной кампании.
Деятельность воспитательно-оздоровительных учреждений образования
направлена на реализацию познавательных интересов личности ребенка
через свободный выбор различных форм деятельности, организованный
2
досуг с учетом потребностей различных слоев общества, детских и
молодежных общественных, в тесном взаимодействии с предприятиями,
организациями, учреждениями науки и культуры.
Сохранение жизни и здоровья детей при любом подходе к
организации детского отдыха и оздоровления в любом оздоровительном
лагере является основным показателем эффективности оздоровительной
кампании.
При планировании работы воспитательно-оздоровительных
учреждений образования приоритетными должна стать планомерная
оздоровительная, образовательная и воспитательная деятельность,
направленная на развитие детей и подростков. Необходимо избегать
педагогически нецелесообразных форм организации жизнедеятельности
воспитанников.
При постановке воспитательных задач, раскрытии их в содержании
воспитательной работы, основных формах деятельности, методах
организации процесса воспитания целесообразно ориентироваться на
Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепцию отдыха и
оздоровления детей в Республике Беларусь, Программу непрерывного
воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы (утверждена
постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31
декабря 2020 г. № 312).
Необходимо обеспечить:
качественную реализацию программ пребывания детей на отдыхе и
оздоровлении, определив приоритетными патриотическое, нравственное,
трудовое воспитание, формирование здорового образа жизни;
содержательное, нравственное и идейное наполнение мероприятий,
посвященных Дню Независимости Республики Беларусь (3 июля), Дню
всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны (22 июня), и их
проведение на высоком организационном уровне;
проведение тематических смен в лагерях с дневным и
круглосуточным пребыванием, способствующих воспитанию
подрастающего поколения на основе традиционных ценностей
белорусского народа, уважения к историческому прошлому и достижениям
нашей страны на современном этапе, включая популяризацию
государственных символов Республики Беларусь.


Постановление Министерства образования Республики Беларусь №
227 от 3 августа 2022г. «Об утверждении правил безопасности, правил
расследования и учета несчастных случаев, произошедших с
обучающимися» содержит Правила безопасности организации
образовательного процесса, организации воспитательного процесса
4
при реализации образовательной программы воспитания детей,
нуждающихся в оздоровлении, программы воспитания детей,
достигших высоких показателей в учебной и общественной
деятельности. В данном документе устанавливаются требования к
мерам безопасности в воспитательно-оздоровительном учреждении
образования, направленные на обеспечение безопасности организации
образовательного процесса и процесса воспитания, сохранение жизни и
здоровья всех участников образовательного процесса и процесса
воспитания.
Выполнение требований настоящих правил обязательно для
всех работников, постоянно или временно работающих,
воспитанников и их родителей (законных представителей),
посетителей. Необходимо внести дополнения и изменения в локальную
нормативную документацию с учетом основных положений данного
документа, организовать работу по ознакомлению с ними воспитанников
и всех категорий сотрудников оздоровительных лагерей, разместить их
на информационном стенде и на официальном сайте воспитательнооздоровительного учреждения образования. Подготовка локальной
правовой документации, регламентирующей степень ответственности
каждого сотрудника оздоровительного лагеря по соблюдению правил
безопасности, позволит повысить эффективность работы в данном
направлении.
Важными локальными документами в нормативном правовом
обеспечении деятельности оздоровительных лагерей должны стать
договора об оказании услуг по оздоровлению (с законными
представителями воспитанников, организациями), в которых
необходимо прописать основные моменты организации оздоровления и
необходимости соблюдения правил безопасности воспитанниками и их
родителями (законными представителями воспитанников).
В данном документе шире представлено понятие безопасности,
которое включает: использование форм, методов, средств обучения и
воспитания, современных образовательных и информационных
технологий, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям
воспитанников; применение в воспитательном процессе методик и
технологий обучения и воспитания, соответствующих возрастным и
индивидуальным возможностям воспитанников, обеспечивающих
формирование моделей их безопасного поведения в условиях
воспитательно-оздоровительных учреждений образования,
повседневной жизни и в экстремальных ситуациях; создание в
воспитательно-оздоровительном учреждении образования условий,
необходимых для формирования основ безопасности
5
жизнедеятельности; наличие и периодическое обновление на
официальных сайтах, информационных стендах воспитательнооздоровительного учреждения образования материалов по пропаганде
здорового образа жизни и обучению навыкам безопасного поведения и
др.
Особое внимание необходимо уделить обеспечению охраны
территории лагерей в тесном взаимодействии с отделами внутренних
дел на местах. Следует организовать постоянный контроль посещения
территории лагеря сторонними лицами, обеспечив строгий пропускной
режим.
Необходимо уделить должное внимание и психологической
безопасности, которая исключает всевозможные формы агрессии по
отношению к личности воспитанника. И это не только буллинг и другие
формы явно выраженной агрессии, но и знакомство с вредными
привычками, установление неприемлемых взаимоотношений между
воспитанниками разных возрастных категорий, пресечении различных
форм взаимоотношений сексуального характера, нетрадиционных
веяний, суицидального и парасуицидального поведения. Создание
доверительной атмосферы в детском коллективе, использование
коммуникативных форм работы с воспитанниками, грамотная работа
педагога-психолога позволит создать условия для предупреждения таких
ситуаций. В случае выявления, каждая из них должна быть тщательно
проанализирована с принятием мер по недопущению подобного в
дальнейшем.
В организации профилактической работы с воспитанниками и их
законными представителями следует ориентироваться на официальные
источники правовой информации: Детский правовой сайт
(http://www.mir.pravo.by/), являющийся важным информационном
ресурсом при организации работы; сайт, оказывающий информационную
помощь людям в трудной жизненной ситуации (http://pomogut.by); сайт,
созданный для защиты детей от буллинга, груминга, педофилии и
распространения наркотиков в сети (http://kids.pomogut.by/).
С учетом нахождения ряда учреждений и оздоровительных лагерей
в непосредственной близости от водоемов, необходимо
проанализировать состояние мест для купания детей (совместно с
ОСВОД), в случае необходимости обеспечить очистку, а также утвердить
порядок организации купания детей.
Необходимо продумывать формы работы с родителями и другими
законными представителями для поиска необходимой информации по сайту, пожалуйста, воспользуйтесь специальной поисковой формой